07.09

Гран При Италии 1971

«Всё бывает. Абсолютно всё. Просто кое-что — редко и не со всеми. Но это не значит — ни с кем и никогда.»

По ходу Гран При Италии 1971 года случилась одна из самых невероятных гонок в истории Формулы 1. Повторение чего-то подобного выглядит в наши дни столь же вероятным, сколь вероятно приземление на трассу летающей тарелки. Многие поклонники автоспорта, в особенности болельщики Ф1, считают, что возможно хоть чуточку схожий сюжет уже никогда не состоится.

Прошел всего лишь год после смертельной аварии Йохена Риндта в Монце, но лицо Формулы-1 сильно изменилось. Некоторые правовые проблемы между Team Lotus и итальянскими властями, возникшие в результате той аварии, все еще не были разрешены. Официально Team Lotus не принимала участия в Гран При Италии 1971 года. Черно-золотая машина Lotus 56B / Pratt & Whitney STN76 была заявлена на гонку от имени World Wide Racing.

В Италии команду однодневку представлял только Эмерсон Фиттипальди, ему выпала возможность испытать в деле уникальный полноприводный Lotus 56B с газотурбинным двигателем. Забегая вперед скажем, что это была неудачная попытка — машина разработанная для овальных гонок, без коробки передач и серьезной задержкой реакции на нажатие педали газа, была просто не управляемой в Монце, но Эмерсон умудрился привести машину к финишу восьмым не проиграв круга.

McLaren тоже выступали с одним пилотом, Денни Хьюм уехал в Соединенные Штаты чтобы принять участие в гонке серии USAC, которая проходила в Калифорнии(по имеющимся у меня данным, Хьюма нет в официальном протоколе гонки). Еще одной командой, которая выставила одного пилота была французская Matra. Жан-Пьер Бельтуаз по-прежнему восстанавливался после январской аварии в гонке «1000км. Буэнос-Айреса», в которой погиб Игнацио Джунти.

Зато в Гран При приняли участие сразу три пилота команды Surtees, Майк Хэйлвуд по прозвищу «мотоцикл» вернулся в Формулу-1 после шестилетнего перерыва. Команда пребывала в хорошем настроении, так как совсем недавно Джон Сертис выиграл International Gold Cup в Олтон парке.

В квалификации на длинных прямых Монцы преимущество обладателей двенадцати цилиндровых двигателей дало о себе знать. С первого места стартовать предстояло Крису Эймону за рулем Matra. Следом квалифицировался Жаки Икс на Ferrari, перед гонкой машину пришлось поменять. Второй ряд достался двум пилотам BRM, Йо Зифферту и Хоуди Гинли. Лучшим из пилотов с мотором Cosworth DFV стал Франсуа Север с пятым результатом на своем Tyrrell, немного опередив March Ронни Петерсона. Дальше расположились Джеки Стюарт и Клей Регаццони. Замкнули десятку Тим Шенкен и Анри Пескароло(выступал на шасси March команды Фрэнка Вильямса). Питер Гетин показал только на одиннадцатое время, стартовав бок о бок с Хельмутом Марко.

После старта гонку возглавил Клей Регаццони, произведя фурор тем, что разом отыграл восемь позиций. Позади лидера кипела борьба, но оторваться от преследователей Регаццони не сумел. После трех кругов Ferrari #4 опередил Ронни Ретерсон. Петерсон, в свою очередь, захватил первое место на четыре круга, затем его обогнал Стюарт, Джеки шел первым до тех пор пока к радости местной публики, Регаццони не вернул себе утерянную было позицию.

Лидеры были не одиноки, позади держалась группа преследователей в лице: Икса, Гетина, Севера, Зифферта и Генли, которые внимательно наблюдали за происходящим и вскоре примкнули к ней. Икс и Стюарт выбыли из гонки из-за отказа двигателя на пятнадцатом круге. Двумя кругами позже сгорел мотор Ferrari на машине Клея Регаццони. К этому моменту, в замен сошедшим пилотам, к группе лидеров присоединились Майк Хэйлвуд и Джеки Оливер. Примечательно, что ни одному участнику на дистанции не удавалось лидировать более шести кругов подряд, для Хэйлвуда лидирование в гонке Ф1 было первым одновременно последним разом в его карьере.

Зифферт откатился назад из-за перегревающегося двигателя, в добавок на последних кругах у его машины заклинило коробку. Крис Эймон потерял визор шлема и не мог держать подобающий темп, чтобы удержаться в группе.

Как вы уже догадались, в головной группе по ходу гонки гонщики беспрерывно обменивались позициями. Только смен лидера произошло целых двадцать шесть раз, лидировало восемь пилотов, дольше всех возглавлять пелотон удалось Ронни Петерсону — двадцать три круга. В 1965 году по ходу гонки Гран При Италии было зафиксировано сорок две смены лидера — действующий рекорд Ф1. Спустя шесть лет этот рекорд повторить не удалось, но более плотного финиша между первыми двумя машинами пришлось ждать до Индианаполиса 2003 года.

Когда гонщики приближались к последнему повороту — Parabolica, заключительный раз, гонку возглавлял Франсуа Север. Петерсон предпринял свою атаку на торможении и в скольжении прошел Севера по внешнему радиусу, а внутрь юркнул Питер Гетин. Оказавшись внутри, Гетин на выходе из поворота опередил Петерсона распрямляя траекторию, утопив педаль акселератора в пол до отказа. Гетину оставалось только ждать пересечения линии финиша, и он пересек ее первым. Гетин опередил Петерсона на 0.01(есть вероятность, что это значение было меньше, но тогда в Ф1 не использовали секундомер с тысячными долями секунды).

Для британца эта победа оказалось единственной в Гран При. Интересно, что для любого из первых шести финишировавших пилотов эта победа оказалась бы первой, но именно Питер Гетин, начав заезд с 11-й позиции и держась в тени именитых конкурентов большую часть дистанции,(Питер даже в начале последнего круга занимал четвертую позицию) выиграл этот удивительный Гран При, установив рекорд средней скорости прохождения дистанции Гран-При (242,62 км/ч).

Это был невероятный финиш для Формулы-1, более похожий на финиш головного дивизиона NASCAR в гонках на суперспидвеях(Daytona/Talladega). Отрывы выглядят противоестественно для дорожных трасс: 0,01 – 0,09 – 0,18 – 0,61. На финише пять первых автомобилей уместились в 0,61 секунды.

Это захватывающая гонка была последней в Монце на конфигурации без шиканы — по сути это была трсаа с пятью поворотами, четыре из которых были правыми. Лучший круг гонки остался в активе Анри Пескароло, как и в случае с Гетином, это достижение стало для него единственным в его карьере в Ф1.

P.S. В 1967 году Джон Сертис за рулем Honda RA300 опередил Brabham BT24Джека Брэбема на 0.2 сек. В 1969 года спустя Джеки Стюарт Matra MS80 опередил Lotus 49B Йохена Риндта на 0.08 сек., Жан-Пьер Бельтуаз отстал от победителя на 0.17сек, а финишировавший четвертым Брюс МакЛарен уступил еще 0,02сек.. Пять машин Ф1не укладывались в 0.61 секунду больше никогда.

 

Статьи про Монцу:

Последний рывок Ронни Петерсона — Гран При Италии 1978

Монца — игра центрофорвардов — Гран При Италии 2011

 

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.