08.03

Питер Гетин

«Брюс верил в меня, и мне нравится думать, что я оправдал его веру по ходу 1969 года» П.Гетин

Его имя часто вспоминают в связке с McLaren, но не смотря на обилие оранжевых цветов в истории успеха Питера Гетина, памятная победа в Формуле 1 была добыта за рулем машины команды BRM.

Рекорды Питера Гетина в Формуле 1 это хороший вопрос для викторины. За всю историю гонок в этом классе нет ни одного другого гонщика, который выиграл этап не лидировал ни одного полного круга(как до, так и после победы). Обогнав Ронни Петерсона при заключительном прохождении параболики, Гетин умудрился пересечь финишную черту на 0.01 секунды раньше шведа и выиграть Гран При Италии 1971 года, пройдя дистанцию гонки с рекордной средней скоростью(достижение перебьет Михаэль Шумехер в 2003 году). Эта победа стала единственной за тридцать гонок Питера Гетина в Формуле 1. Кроме нее на его счету всего два финиша в очках — шестое место на трассах Мон-Тремблан и Монца.

Питер Гетин родился 21 февраля 1940 года в городе Эпсом-энд-Юэлл, графство Суррей. Его отец Кен Гетин был успешным жокеем, распространенная профессия учитывая традиции этого места. После школы Гетин устроился работать в гараж. Первый официально зафиксированный старт в автогонках состоялся в 1962 году, за рулем Lotus Seven, а уже спустя три года он гонялся в Формуле-3.

По-настоящему звезда Питера Гетина взошла на небосводе, когда в 1969 году Гетин стал чемпионом Британской Формулы-5000 управляя техникой команды McLaren. Это был первый чемпионат Великобритании по автогонкам в этом классе. В следующем году он закрепил успех в Ф5000, снова став чемпионом. Параллельно с этим он выиграл гонку серии Can-Am и дебютировал в Формуле-1.

После трагической аварии на тестах в Гудвуде, в которой погиб Брюс Макларен, место новозеландца доверили Питеру Гетину.

«Мне сообщили, что я буду участвовать в Гран-при Бельгии в Спа и Брюс пригласил меня в Гудвуд, где 2 июня я должен был протестировать шасси M14A для Формулы-1, а затем модель M8D для гонок Can-Am» — вспоминает Гетин. «Такая возможность появилась после того как Денни Хьюм получил ожоги из-за возгорания метанола, во время тестов в Индианаполисе.

«Я уже сидел пристегнутым за рулем M14A, как вдруг мы увидели столб дыма с противоположного конца кольца. На огромной скорости Брюс врезался в заброшенный пост маршалов. Добравшись до места, нам сразу стало понятно, что он был мертв.»(есть две версии причины аварии, официальная — Брюс не справился с управлением; неофициальная — на скорости 180 миль в час на шасси шасси M8D оторвалось крепление заднего крыла)

Дебют Гетина в Ф1 состоялся на Гран При Нидерландов 21 июня 1970 года. Заменив основателя команды, в гонке Гетин управлял одним из трех автомобилей Mclaren, вместе с итальянцем Андреа де Адами и американцем Дэном Герни. Питер хорошо квалифицировался, правда уступив 2.11 секунды времени поул-позишн Йохена Риндта, но стартовал впереди Герни. В начале гонки он вступил в сражение с Анри Пескароло на Matra и вскоре взял верх над французом. Питер шел десятым в гонке пока не попал в аварию.

На Гран-при Канады Гетин квалифицировался всего в 1,7 секундах позади Джеки Стюарта — обладателя поула. По ходу дистанции Питер поднимался на верх, но на трассе обогнал только Пескаролло. Ближе к финишу он шел седьмым позади Хьюма, но «Киви» предстояло заехать к механикам из-за проблем с колесом. Так Гетин заработал свои первые очки в Формуле 1.

1971-ой год Питер Гетин начал с командой McLaren, которая сократила штат до двух машин. Вначле сезона команда явно испытывала проблемы как со скоростью так и с надежностью. В Кьялами обнаружилась утечка топлива, в Манжуик Парке он высоко квалифицировался, но в гонке серьезно отстал от Хьюма. После Монако оптимизма не прибавилось — столкновение с барьером итог гонки для британца.

После серии неудач, не заработав ни единого очка и окончательно разругавшись с Тедди Майером(руководителем McLaren), он перешел в команду BRM. Это было смутное время для McLaren. Гетин схватился за выпавшую возможность обеими руками. Второй раз в своей карьере заменив погибшего пилота, на этот раз Педро Родригеса, что только обостряет понимание каким опасным был автоспорт в те времена.

Не прошло и двух недель после перехода, как Питер Гетин выигрывает легендарный Гран При Италии 1971 года.

Гетин всегда с большим энтузиазмом рассказывал о том этапе, но не о победе, а о том как будучи участником ужина перед днем гонки обнаружил, что его место переехало в нижнюю часть обеденного стола. А его прежнее место предоставили Франсуа Северу. Босс BRM Луи Стэнли всеми силами пытался завербовать в команду французского гонщика, и решил посадить его на место боевого пилота хотя бы за столом.

Этот случай во многом характеризует Питера Гетина. Не каждый человек увидит в этой истории забавную сторону.

Гетин провел 1972 год вместе с BRM, но результатов больше не было. В 72-ом он финишировал только в двух гонках(Италия шестой). Команда была перегружена, пытаясь поддерживать слишком много машин. Зато в Формуле-2 на автомобиле «Chevron B20» Гетин выиграл Гран-при По и финишировал пятым на Зальцбургринге.

1973 начался хорошо, одержав две победы в один из уик-ендов марта, в субботу он выиграл гонку Ф5000, а в воскресение гонка чемпионов Формулы 1. Гетин продолжил гоняться в Формуле-5000, пока не получили шанс снова выступить за рулем BRM в конце сезона Ф1, но сошел из-за отказов техники.

В следующем году он одержал победу в Тасманской серии, и провел несколько гонок Ф5000 в Австралии и Новой Зеландии за рулем Chevron, выиграв чемпионат. В этом же году он принял участие в своем последнем Гран При Формулы заменив травмированного Гайя Эдвардса. Это был очень грустный финал… В последний момент Гетин был вынужден воспользоваться запасной машиной, которая была рассчитана под первого номера команды Грэма Хилла. Гетин не вышел на старт, он банально не смог дотянуться до педалей…

Питер гонялся в Формуле 5000 до 1976 года, и после нескольких гонок в серии Can-Am 77-го повесил шлем на гвоздь. В 1984 году был назначен менеджером команды Toleman F1, воочию застав дебют Айртона Сенны. Затем в 1986-м он создал свою команду в Формуле-3000 Peter Gethin Racing. В начале 2000-х годов Гетин управлял гоночной автошколой в Гудвуде.

Интересно, что Питер Гетин не считал победу 1971 года в Монце его лучшим достижением в карьере. Он был гораздо более горд своей победой в гонке по улицам По, которую добыл в 1972-ом. Тогда за рулем его Chevron от сражался с Патриком Депайе, опередив известного француза менее чем на секунду. Гетин называл трассу в По столь же требовательной к пилотажу, как Монако.

«Я был за рулем машины в Монце, но я управлял машиной в По» — говорил Гетин. «Я заслужил победу в Монце. Некоторые люди думают, что я удачлив, но в автоспорте на долю удачи приходится столько же побед сколько в любом другом виде спорта. Я сражался за жизнь моего двигателя BRM V12 на протяжении почти всей гонки, чтобы на последнем круге выйти вперед. Я оказался в нужном месте в нужное время — в момент когда мы вышли из параболики последний раз я опередил Ронни Петерсона. Франсуа Север, который финишировал третьим, жаловался, что я выдавил его Tyrrell на широкую траекторию в последнем повороте. На что я сказал ему, что это заботило меня меньше всего».

Питер Гетин умер 5 декабря 2011-го в Великобритании на семьдесят втором году жизни.

 

Не пропустите, осталась всего неделя для подачи заявки на участие в конкурсе прогнозов!

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.