23.04

Пятно износа

«Тише едешь, дальше будешь… за чемпионат бороться.»

Новые шины особенно беспощадны к пилотам, которые ищут предел возможностей машины, и, более благосклонны к гонщикам с мягким неторопливым стилем пилотажа. Это не для кого не секрет — так было всегда, покрышки разрушались, деградировали, взрывались и прокалывались. Пилоты адаптировались и выбирали более подходящую их пилотажу тактику.

Еще не так давно, не существовало кнопок DRS и KERS(cтатья о проблемах первого сезона Pirelli), нужно было дозаправляться и было не обязательно использовать два состава резины по ходу гонки… Нововведения сильно урезали маневренность тактической мысли.

Окно оптимального сцепления сузилось, если вообще осталось. В связи с чем, гонщик вынужден бороться не с пилотами на треке — физическая борьба, а с шиной, сохраняя ее кондиции максимально долго(помните эти несуразные вопросы по тим радио). Кнопки помогают в этом, упрощая обгон, увеличивая лишь количество поворотов руля, но не зрелищность, разница в скорости свежих и изношенных покрышек сокрушительна.

Фактически гонщики, как это ни странно, едут по трассе одни не сильно сопротивляясь обгонам, что противоречит замыслу Ф1. Правда, организаторам это похоже нравится, редкие эпизоды острой или контактной борьбы подробно рассматриваются и порицаются судьями.

К концу гонки разница в тактике становится настолько очевидной, что все сводится либо к умопомрачительному сокращению отрыва и последующему обгону без сопротивления, либо к не отыгрываемому гандикапу.

Тактика интересный аспект Формулы-1, но не в гипертрофированном виде. По сути Формула-1 превратили в Ралли на машинах с открытыми колесами и масс-стартом. Команды отлично понимают цену схватки на треке и отдают приказы не вступать в «дебаты», очень подробно «ведя» своих пилотов словно штурманы.

В Австралии и Китае средние комплекты привезли в паре с мягкими и очень мягкими. В обоих случаях за победу Феттель не боролся. На мягких шинах RB9 едет не так быстро. В Европе и северной Америке температуры будут скорее схожими с первой гонкой этого сезона, так что «Газировщикам» придется не сладко.

   2013

  2012   2011

 2010(Bridgestone*)

 Австралия 24-18С SS,M 30-22С S,M  23-18С S,H R 22-23С
 Малайзия R 23-25С M,H  R 27-24С M,H  31-30С S,H 38-44С
 Китай 35-25С S,M 24-23С S,M  29-26С S,H R 18-22С
 Бахрейн 42-37С M,H 32-29С S,M

 36-40С

В Малайзию и Бахрейн Pirelli привезли одинаковое сочетания шин — Феттель выиграл оба Гран При. Между этими компаундами не такая большая разница в износе, но она может измениться если шинники прислушаются к критике и вернутся к предыдущей версии комплектов.

Кроме мощнейшего износа покрышек, много вопросов вызывает машина, на которой эти шины тестировались. Ниже приведены результаты за четыре года. Напоминаю, в 2010 году шины чемпионату поставляла компания Bridgestone.

 Австралия 2013  E21  F138  RB9
 Австралия 2012  MP4-27  RB8  MP4-27  RB8  F2012  C31  E20
 Австралия 2011  RB7  MP4-26  R31
 Австралия 2010*  MP4-25  R30  F10

Renault, затем Lotus, уже на протяжении нескольких лет хорошо смотрятся в Альберт-парке. Удивительно, но если учесть, что McLaren сильно ошиблись с новым шасси, картинка 2013-го вырисовывается очень даже похожая на 2010-й. Со сноской, что в 2010-ом гонка была дождевой.

 Малайзия 2013 RB9 RB9 W04 W04 F138 E21 E21
 Малайзия 2012 F2012 C31 MP4-27 RB8 E20
 Малайзия 2011 RB7 MP4-26 R31
 Малайзия 2010* RB6 RB6 W01 R30

Второй этап подтверждает зависимость, правда тоже с погрешностями. Два пилота топ-уровня провели не самые лучшие Гран При(Райкконен и сошедший Алонсо в 2013), в противном случае, скорее всего 2010 год повторить было бы несколько сложнее.

 Китай 13 F138 E21 W04
 Китай 12 W03 MP4-27 MP4-27 RB8 RB8 E20
 Китай 11 MP4-26 RB7 RB7 MP4-26 W02 F150i F150i W02 R31
 Китай 10* MP4-25 MP4-25 W01 F10 R30

В Китае тоже не все так просто, однако кто будет спорить, что пока загадка шасси W04 не разгадана, имеется ввиду прожорливость заднего моста, немецкую команду рано возводить в фавориты. Mercedes с первых лет удачно выступал в Шанхае, но в 2010-ом гонка была дождевой.

Бахрейн 2013 RB9 E21 E21
Бахрейн 2012 RB8 E20 E20
Бахрейн 2011  —  —  —  —
Бахрейн 2010* F10 F10 MP4-25 11 место(разворот в начале гонки)

В Бахрейне Е21 можно сравнить только с Е20, в обоих случаях по скорости они уступили RB9 и RB8. В 2010 году Петров сошел, Кубица финишировал вне очков, первый и последний раз в сезоне. В 2011 году ГП Бахрейна отменили из-за забастовок местного населения.

Тенденция не однозначная, но просматривается хорошо. Главное, что стоит отметить — шасси E21 сверх бережливо обращается резиной, особенно в руках Райкконена. В отличии от RB9, у E21 нет проблем с мягкими составами и температурными перепадами.

Команды провели уже четыре гонки на «новых» смесях и разобрались в их свойствах. Поменять или вернуть шины на данном этапе все равно что начать сезона заново. Отсюда и изменившиеся мнения команд, которые  говорили о возврате к предыдущей версии составов. Хембри терпеливый малый, но похоже коррективы все таки внесут и коснутся они прежде всего работы мягких составов(это может стать приговором всему сезону).

Сложно поверить, что в Lotus не воспользовались преимуществом тестового шасси R30. Но не менее интересно еще одно сравнение: Кубица-Райкконен.

Прошлый год Кими восстанавливал форму и под конец сезона был очень хорош. Начало 2013 многообещающее, но и в 2010 Роберт вытягивал сложнейшие гонки. Blog-Races.ru уже сравнивал концовки 2008 и 2012 годов в исполнении этих пилотов(Грабли Тайсона в руках Булье), и по моему мнению можно смело сопоставить уровень их мастерства.

  Кими(2013)  Роберт(2010)
Австралия 7 — 1(2pit/-1)/+6 9 — 2/+7
Малайзия 10 — 7(3pit/=)/+3 6 — 4/+2
Китай 2 — 2(3pit/-1)/= 8 — 5/+3
Бахрейн 8 — 2(2pit/-1)/+6 9 — 11*/-2

 *в таблице первая цифра обозначает старт, вторая финиш, в скобочках разница в количестве пит стопов относительно самой распространенной тактики, дробь цифровое выражение отыгранных позиций на финише относительно старта.

Полезность обоих пилотов практически одинаковая, но в защиту Кубицы надо сказать, что в десятом году Renault сильно уступала фаворитам и Mercedes,  по этому подиум всего один.

Многое предрешат покрышки. Пока мы не знаем какие составы Pirelli повезут на ближайшие гонки, но мы точно знаем, что E21 гораздо быстрее и послушнее чем R30. Но если учесть все выше описанное, то очень даже можно себе представить как выступят Lotus в следующих гонках. 

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.