21.03

Секрет победы Lotus

«Знаток флиртует на пляже с самой бледнокожей девушкой — у нее весь отпуск впереди» Марчелло Мастрояни

Предсезонные тесты успели тонко намекнуть нам, что шинный фактор, как и в прошлом году, сыграет первую скрипку. Однако вопреки распространенному мнению команды оказались не в равных условиях. Так в чем же секрет Lotus?

Гран При Австралии редко складывается скучно. 2013 год не стал исключением. Воодушевление чувствовалось уже только потому, что это старт сезона. Феерили и проницательные эксперты — расстановку сил никто не угадал. Непредсказуемый Альберт-Парк изрядно взболтал коктейль из пяти быстрейших команд, без оглядки на стабильность регламента.

Разобраться с поведением шин на дистанции в Хересе и Барселоне не удалось из-за низких температур. Мельбурн решению задачи не способствовал, было слишком холодно.

Командам Формулы-1 не в первой действовать на ощупь, но попасть в настройки при таком количестве неизвестных крайне сложно. Эволюцию сцепления с трассой по ходу уик-энда на шинах с неопределенным уровнем износа предсказать было нереально еще и из-за дождей. В добавок городской кочковатый трек регулярно посыпался опавшими листьями, подчеркивая антураж.

Правда, суббота получилась скомканной. Трудно в это поверить, но причиной скучной квалификации стал дождь — главный вестник интересного этапа за последние тридцать лет чемпионата. Фактически организаторы поставили под сомнение мастерство пилотов, не разрешая им выезжать на трассу пока она была мокрой.

Зная, что чемпионат уплотнился, организаторы решили убавить возросшее влияние человеческого фактора, хотя по ходу первого сегмента серьезно ошибались только слабые пилоты и новички.

Итоги второй и третьей части квалификации проходившие в воскресение, удручали разбросом. Между первым и восьмым гонщиком оказалась пропасть в 1.6 секунды на круге! Сомнения, относительно того что в гонке НЕ все решит тактика, испарились.

Быстрые в воскресение утром Mercedes, вместе с новым составом, быстро сдулись вечером. Стероидные мышцы, которыми играл в квалификации Хэмилтон, на деле оказались арендованным у Евгения Плющенко костюмом. Как и в Ванкувере 2001-го костюм предназначался для показательных выступлений. Mercedes испытывает те же проблемы, что и годом ранее. Пилоты «Серебряных стрел» прочувствовали надежность машины и в Австралии, как на практиках так и в гонке, Росберг сошел из-за отказа электроники. Не очень хороший симптом учитывая, что заметной прибавки скорости в гонке не обнаружилось. W04 с прежним аппетитом кушает задние покрышки.

У McLaren-Mercedes дела складываются еще хуже. Уитмарш открыто говорит, что команда может вернуться к прошлогоднему шасси, в заключительной части сезона — самое быстрое шасси в чемпионате. В связи с этим, в предшествующие заявления о том что в McLaren вырастили подобающую смену Падди Лоу не очень-то верится.

Наверняка Падди работал над машиной для нового сезона, но в доводке участия не принимал. Именно по ходу доводки шасси проблемы и начались(совершенно несуразная история о некорректном креплении задней подвески). Надо ли продолжать рассказ о гонке пилотов McLaren, если уже в квалификации они не только ошиблись с тактикой, но и проиграли гонщику Force India. Трех кратный обладатель большого приза Австралии — Дженосн Баттон наверняка не рассчитывал на такой старт. Новый бескомпромиссный проект — MP4-28 очень напоминает шасси MP4-24, тогда машина обрела победную форму только к десятому этапу чемпионата.

Команда Мальи вторую гонку подряд устраивает лидерство для своего пилота. Судя по скорости и подходу в разработке машины Force India, решение McLaren участвовать в гонках на старом шасси не так уж абсурдно. Что же касается Сутиля — с возвращением.

Кстати, в Ferrari могут быть заинтересованы немецким гонщиком, хотя нынешняя форма Массы находится на должном/требуемом уровне. Уик-енд для итальянской команды сложился как того желал Доменикали. Оба пилота в Топ-5, Алонсо традиционно конкурентноспособен, в гонке боролся за победу, но только боролся. Принципиальный соперник трех прошлых лет позади, а очки как водится по осени считают. Ошибки прошлого чемпионата в Ferrari исправлены. Есть правда один недочет, из-за не очень продуманной тактики во время второго пит-стопа Масса лишился финиша на подиуме, а сдерживанием на первом отрезке партнера по команде, воспользовался Кими Райкконен, кто бы знал…

Победители квалификации упустили победу в гонке. Марк как водится на старте(после финиша вину переложат на KERS), Себастьян по ходу дистанции. А вы запомнили выступление феТТТеля?

Кого мы запомним, так это Райкконена. Еще стоит выяснить почему так отвратительно выступил Грожан — надежда французской интеллигенции. Но в целом команда Lotus оправдала свою расцветку.

Кими Райкконен: «У всех одинаковые проблемы с шинами. Зимой они изнашивались слишком быстро, хотя и обеспечивали лучшее сцепление. С точки зрения баланса новые шины идентичны прошлогодним.»

Пол Хембри: «В гонке мы ждем двух или трех пит-стопов. Теперь резина работает в более широком диапазоне. Команды смогут реализовать различные стратегии и получить преимущество за счет разницы между характеристиками составов Super Soft и Medium. В гонке следите за Кими, у Lotus очень хороший гоночный темп.»

E21 демонстрировало скорость не только на тестах. В практиках оба пилота уверенно держались вверху таблицы. В первой части пятничных практик, гонщики расположились на шестом и десятом местах. По ходу второй части свободных заездов Кими долгое время находился на вершине чарта. Субботние свободные заезды выиграл Грожан, опередив Алонсо и Массу.

Огорченный итогами квалификации Райкконен, на старте вырвался на четвертое место, а затем быстро разобрался с Хэмилтоном. Главной и второстепенной задачами для финна на первом отрезке было беречь резину и не упустить из виду испанца. Кими остановился синхронно с Фернандо, а второй раз поехал к механикам только на тридцать пятом круге.

За десять кругов до клетчатого флага Райкконен единолично возглавлял гонку с отрывом от ближайшего преследователя в семь секунд. Ему удавалось не только держать темп Алонсо на Ferrari, но и опережать его. На изношенных покрышках Lotus #7 показал лучший круг в гонке 1.29.274.

Кими Райкконен: «До старта у меня были некоторые сомнения, поскольку это первая гонка. Мы не знали как будут работать шины, на тестах я не проехал ни одной длиной серии. Машина была быстра по ходу всего уик-енда и изнашивала разве что передние шины.»

Пол Хембри: «Мы выяснили, что Medium выдерживает от 22 до 24 кругов — как и требовалось. Super Soft — фактически квалификационная резина.»

10SS-25M-21M — Три стинта Райкконена по ходу гонки, подтверждают расчеты шинников. Кроме Кими, с тактикой двух остановок в топ-10 приехали оба пилота Виджея Мальи.

В Lotus лучше других приспособились к новой резине. Но есть в этом вопросе парочка секретов. Дело в том, что новые шины Pirelli для этого года испытывали не на привычной Toyota TF109, а на хорошо знакомом для российского болельщика шасси Renault R30(тот самый желтый болид за рулем которого дебютировал Виталй Петров). Как и российскому болельщику это шасси очень хорошо знакомо инженерному и конструкторскому составу Lotus.

В официальном заявлении Pirelli написано следующее: «Для разработки составов резины для 2013 года наша компания будет использовать шасси Renault R30, команды которая больше не принимает участия в чемпионате мира Формула-1.»

В добавок в Renault Sport F1 хитро трактовали регламент ограничивающий настройку картографии двигателей. Главный моторист Renault Реми Таффен: «В Мельбурн мы приедем с новыми стандартами». Напоминаю, новый договор согласия не подписан, пока этим вопросом были недовольны только в FIA.

Тем не менее, Альберт-Парк чуть ли не самая требовательная к двигателю трасса в чемпионате. Мало того что на протяжении дистанции педаль акселератора утоплена в пол 66% процентов времени, здесь важна и эффективность мотора в широком диапазоне оборотов. В этом свете новые настройки двигателя очень даже к месту.

Хембри не голословно намекал на вероятность прорыва Lotus. Во времена пресловутого стабильного регламента, «знакомые» шины это залог хороших выступлений если не во всем чемпионате то уж точно в его начале. Как бы далеко позади не был 2010 год, радикальных изменений в регламенте не произошло, машины эволюционировали. И хотя официально, наблюдать за тестами новых шин могли все команды, лучше других проанализировать поведение могли только в Lotus. При чем еще до того как они начали строить Е21.

Не знаю каким образом до такого маневра додумался Хембри. Однако точно можно сказать, что Эллисон начал флиртовать с шинами Pirelli еще до того как они отправились в отпуск!

Если форма Lotus в Малайзии подтвердится, Ватерлоо для Булье это поддержание конкурентоспособной формы шасси E21 по ходу сезона. Мотористы Mercedes и Ferrari не дремлют, а вот преимущество в работе с шинами продержится достаточно долго. Хотя в Pirelli анонсировали покупку одного из распроданных болидов испанской HRT.

P.S. Красивые цифры:

Места пилотов на подиуме Мельбурна соответствовали количеству побед в чемпионатах.

Двадцатая победа для Кими Райкконена и пятый сезон подряд, в котором финн выигрывает хотя бы одну гонку(если бы не сезон 2006-го, это был бы девятый сезон подряд, с победами за три разные команды).

 

 

Не проходи мимо — комментируй, подпишись на e-mail уведомления обновлений сайта.

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.