03.08

Тенденция

«Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нем много умных» (с) Лао-цзы

Сегодня мы можем отпраздновать победу идеи финансового регулирования в Формуле один. Какой у победы вкус, выбирать вам, тут я не советчик, но могу подсказать, что большинство ответственных за маскарад, будь то чиновники FIA или участники, так или иначе задействованные к шоу, не признают своей причастности, поэтому актуальный вопрос — «кому мы можем верить»— еще долго будет оставаться на повестке дня. События последних лет доказали, что на чемпионате можно зарабатывать личные состояния, не обращая внимания на подрыв экономики первенства и причиняя огромные убытки командам (концернам). Главные лица Formula 1 живут в параллельной вселенной со своей моралью и особыми ценностями, и отдельные персоны приложили немало усилий, чтобы новые регулирующие нормы работали им на пользу.

Как говорила Фаина Раневская: «Если больной очень хочет жить, врачи бессильны». Это цитата, с которой у меня устойчиво ассоциируется Эклстоун. Другая ассоциация — билетер, так как вопрос продажи волнует его больше остальных. Про экспансию на восток, с потерей культовых трасс (чего стоит хотя бы Имола) написано много, повторяться не буду. Но похоже удалось разглядеть новый тренд — закрепление в чемпионате основных команд соперниц, между которыми будет разворачиваться основное действо в ближайшие десять лет.

За всю историю самыми успешными (результативными) коллективами являются Ferrari, McLaren, Williams и Lotus, и если первые три беспрерывно представлены в F1, то нить Lotus обрывалась. Воскрешение легендарных команд как никогда к месту. Возможно уже через пару лет мы прочтем в энциклопедиях, что сам Шумахер при содействии Брауна вернул в строй Mercedes, где на смену тучному Нойбауэру пришел не менее стройный Хауг, а лавры Колина Чепмена перенял Эдриан Ньюи (по сценарию именно его не хватает Lotus). Круглая дата и новая система начисления очков только подтверждают мою гипотезу, символизируя собой новый виток развития F1, Формулы, которая не будет зависеть от отдельных человеческих экземпляров. По этому из чулана целесообразно достать что-то значимое, но при этом немного запылившееся.

То, что от отдельных личностей необходимо переходить к командным противостояниям понятно стало давно. По сути кто сидит за рулем машины не имеет никакого значения, важно как сконструирована машина и какой мотор на ней стоит. Остальное делает пресса и болельщики. Так как для того что бы разобраться в инженерном искусстве нужно держать в голове кучу факторов и обладать достаточно объемными знаниями, попытки понимания этой стороны гонок свелись к температуре шин и расходу топлива, в то время как личность и мастерство гонщика стало наиболее съедобным материалом из-за близости к общепиту.Все это не мешает F1 загибаться как первенству, так как побеждает здесь не лучший пилот, а лучшая машина. Коммерческая сторона вопроса наоборот выглядит очень симпатично.

Организаторы серии стремятся сделать из Formula 1 аналог заокеанской NASCAR, по другому лозунги «упростим обгоны» и «уровняем технику» я истолковать не в силах. Вот тут то и пригодится костяк из новых коллективов. Чем больше конкурентоспособных команд, тем больше пилотов могут бороться за победы, а следовательно тем больше отдача от продаж. Для того что бы вернуть утраченную техническую изюминку(часто заимствованную), внедряют KERS, легализуют турбонадув. Все это отлично пересекается с нынешними реалиями, посмотрите на ситуацию до Венгрии, очевидно, что следует сократить до минимума разрывы в чемпионате между первыми пятью пилотами. Другими словами, создать следующий расклад — Фернандо Алонсо побеждает, желательно чтобы Марк Веббер обогнал неудержимого Феттеля, Льюис Хэмилтон выбыл из гонки, а Дженсон Баттон приехал в небольших очках. Ажиотаж обеспечен.

Почти так и случилось — вовремя выпустили сейфтикар. (Вообще, надо сказать, что из всех этапов, которые прошли в этом году, машина безопасности не в первый раз определяет победителя в гонке, и если в NASCAR с их пресловутыми «призрачными коушенами» восстановить статус кво вполне реально, то в F1 с ее трудно исполнительными обгонами (пока что), появление Майландера точно определяет победителя и разбавляет пресную гонку.)

Однако появление машины безопасности хотя и определило победителя, похоже, что люди на судейском мостике, в кабинке, называйте как хотите, желали оттянуть одеяло как можно сильнее на себя. Судьи подобрались со столь изысканными вкусами, что на удивление болельщиков, они применили такие правила, о которых они (болельщики) в принципе и не помнили. Парадокс друзья, когда на телеэкранах происходит обгон вне трека, стюарды многозначительно задумываются над трактовкой содеянного. В то же время, нарушение правила, которое не сразу бросается в глаза, судьи предпочитают не разбирать, огласив приговор сразу. Это так же относится и к наказанию Шумахера, которому вменили создание проблемы при обгоне, хотя фактически маневр нес в себе угрозу жизни и здоровья пилота.

Вообще, надо сказать, что вся эта чехарда с судейством в F1 была, есть и будет еще долго, при тотальном доминировании какой-либо команды, кроме как судейскими подзатыльниками шансы не уровнять. Вот и получается если ты не пилот Ferrari или Льюис Хэмильтон(Шумахер списан в запас), правила конечно существуют, но не для тебя.

З.Ы. Скажите — заигрался с теорией заговора? Ну тогда сами взгляните на гибкие антикрылья Феррари и Ред Булл, я вообще уверен, что история с наказанием Феттеля должна была выводить в лидеры Алонсо. К самой Скудерии не подкопаться, она олицетворение Ф1, неотъемлемая ее часть, остальные лишь пытаются ее превзойти.
Николай Малышев

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.